ФЭНДОМ

Бездонный Колодец — совокупность вымышленных природных пещер, начало которой находится в стене двадцать седьмого уровня Южного Зуба Самоцветных гор. Описывается и является одним из мест действия в романе Марии Семёновой «Волкодав. Истовик-камень». Предмет фольклора среди рабов, добывающих в этой горной местности самоцветы.

Вход в Бездонный Колодец описывается как «круглая и гладкая, словно оплавленная, дыра», находящаяся в стене. Почти сразу дыра круто загибается вверх и уходит далеко в темноту, которую не могут рассеять даже самые мощные источники света. Так, находясь внизу, невозможно увидеть то, чем Колодец заканчивается.

История происхождения и фольклор Править

Как именно произошёл Бездонный Колодец — во время действия сюжета романа доподлинно неизвестно. Среди местных жителей бытует легенда о Горбатом Рудокопе, сто лет назад проделавшем Колодец в ходе соревнования с самыми выносливыми рудокопами. Когда Горбатый Рудокоп в последний раз ударил киркой, «всё „чело“ забоя рухнуло вперёд, открыв пустоту». «Туда Горбатый не позвал с собой никого».

«Но за сто лет нашлось несколько смелых рабов: отчаявшись дождаться Горбатого, они сами отправлялись искать его в Бездонный Колодец». В разное время в Бездонный Колодец ушли рабы Рамаура Шесть Пальцев, Кракелей Безносый и Лигирий Умник, но назад не вернулся никто. Что именно произошло с ними, из рабов или надсмотрщиков не знает никто. Однако по поверью, передаваемому и хранимому поколениями рабов, Бездонный Колодец заканчивается выходом на поверхность. Несмотря на очевидность, что настолько ровный вход с помощью орудий рудокопа прорубить невозможно, рабы верят в эту легенду.

Внутреннее устройство Править

Ведущая вверх узкая пещера, соединяющая внутреннюю часть Бездонного Колодца со входом, заканчивается более просторной, но сравнительно небольшой, «величиной с обычный жилой покой аррантского городского дома», пещерой. В ней гладкий пол, а стены состоят из ногата, получившегося после окаменения леса, который когда-то рос в этих местах, но был похоронен в ходе извержения вулканов.

Из «зала» дальше в глубину горы ведёт лишь один очень узкий лаз-«шкуродёр». Он заканчивается второй большой пещерой, где во время действия сюжета романа горит огневец. В другом конце этой пещеры находится широкая дыра, ведущая отвесно вниз; из неё дует сильный холодный ветер.

Отвесная пропасть состоит из двух длинных колодцев, связанных наклонным проходом, загромождённым камнями; по ним льются холодные струи воды.

Дно пропасти переходит в череду пещер, которая по наклонной линии стремится на восток. В них достаточно холодно, чтобы имелись сосульки. По полу природного туннеля стремится водяной поток. В пещерах имеются маленькие и большие подземные озёра с ледяной водой.

Череда пещер заканчивается последовательностью спусков-водопадов — всего их 22. Дно этой последовательности представляет собой огромный зал, сплошь покрытый льдом. Замёрзшая вода, однако, появилась не сверху, а снизу — об этом говорит ледяная колонна, образовавшаяся от фонтана воды, когда-то бившего из пола.

О дальнейшем подземном пути, который человек может одолеть за несколько суток, в романе мало что говорится. Известно лишь, что по пути попадается бирюза, а затем медь — последнее означает, что пещерную воду пить нельзя, поскольку она опасна для здоровья. Путь заканчивается залом с большим подземным озером с ядовитой водой и зыбучей породой под ним. Оно излучает синеватый свет. Таким образом, вероятно, Бездонный Колодец не имеет выхода на поверхность.

Роль в сюжете и разоблачение Править

Во время действия сюжета романа «Волкодав. Истовик-камень» через Бездонный Колодец уходит один из главных героев романа, мальчик-раб Каттай, который винит себя в гибели восемнадцати рабов.

Через четыре года после этого надсмотрщик Гвалиор, которому изменяет невеста, напившись, уходит в Бездонный Колодец. Старший назиратель Церагат объявляет по рудникам, что тому из рабов, кто изъявит желание отправиться в Бездонный Колодец и привести оттуда Гвалиора живым, будет дана свобода. Желающих много, и надсмотрщики выбирают из них самых лучших — сильного Пса и образованного Тиргея. Пёс и Тиргей входят в Колодец.

После «шкуродёра» путники находят пьяного Гвалиора спящим. Они будят его. Гвалиор отказывается возвращаться назад, и они втроём ищут легендарный выход на поверхность. Это трудный путь, который Гвалиор и Тиргей преодолевают лишь благодаря Псу. По пути проходцы находят мёртвыми трёх рабов, в разное время ушедших в Колодец и не вернувшихся: на дне двух связанных между собой пропастей лежит труп Рамауры Шесть Пальцев; в зале, покрытом льдом — замороженное тело Кракелея Безносого; на поверхности ядовитого озера в последней пещере — тело Лигирия Умника. Также в последней пещере путники видят тело Каттая, не тронутое разложением. После этого озеро начинает возмущаться, и проходцам приходится отступить туда, откуда они пришли. Однако по пути Гвалиор оказывается по щиколотку в воде, а Тиргей, поскользнувшись, падает в него лицом. Несмотря на то, что аррант сразу умывается под обычной водой, он смертельно заболевает.

Поняв, что Бездонный Колодец не имеет выхода на поверхность, Гвалиор, Пёс и Тиргей решают возвращаться назад. Гвалиор принимает решение вернуться на поверхность, потому что Пёс и Тиргей теперь его друзья, и им за Гвалиора обещана свобода. По пути назад в Бездонном Колодце начинают происходить необратимые изменения: например, на обратном пути пожар, который ранее был лишь в огненной пещере, распространяется и на «шкуродёр», по которому путники возвращаются в первую пещеру. Когда они достигают пещеры, из «шкуродёра» вырывается факел, навсегда запечатав ход.

Церагат не держит слово, данное рабам, и Пёс с Тиргеем не становятся свободными. Более того, принесённые вести, которые разоблачили все легенды и надежды рабов, вызывают ярость невольников. Под их криками Пса и Тиргея отводят на водяной ворот — самую тяжёлую работу в горах. Гвалиор всячески не одобряет того, что Церагат не сдержал слово, но не может перечить старшему назирателю.

Ссылки Править